Строительство завода начиналось с геодезистов

Этот снимок хранится в музее истории ПАО «ДНЕПРАЗОТ», он был сделан больше восьмидесяти лет тому назад, в июле 1936 года. В кадре – группа геодезистов, которые проводили изыскательские работы на площадке строительства будущего ДАТЗ (Днепродзержинского азотно-тукового завода).

На оборотной стороне снимка – скупая подпись: «Стоит у автомобиля начальник геодезической группы В.Г.Харакоз, сидит на подножке – инженер-геодезист В.В.Шейнерт; остальные т.т. – рабочие геодезической группы. Установить их фамилии пока не представляется возможным».

Копия этого исторического снимка входит в экспозицию первого зала нашего музея «Строительство и пуск ДАТЗ». И проводя многочисленные экскурсии для школьников, учащихся, работников, поступающих на «ДНЕПРАЗОТ», директор музея Лариса Яковлевна Орлянская всякий раз останавливается возле этой фотографии. Она рассказывает о том, что площадка для строительства будущего ДАТЗ была утверждена еще в октябре 1933 года, после чего начались подготовительные работы по освоению территории. Практически это была голая степь, и предстояло проделать огромную работу, чтобы на ее месте вырос завод.

Любое строительство начинается с геодезистов: они проводят съемку местности, на основе чего разрабатывается общий план территории, проектируются здания, линии связи, транспортные пути, инженерные сети, вспомогательные и временные здания и сооружения.

Геодезическую основу, созданную на рабочей площадке, используют для перенесения проектов зданий на местность – то есть располагают на местности основные оси сооружений, от которых уже детализируют остальные части зданий. Эта работа связана с множеством различных расчетов, от точности которых зависит строительство зданий и цехов в соответствии с запроектированными размерами. Добавим, что проведение геодезических работ предшествует строительству, сопровождает его все время и завершает – построенный завод в мельчайших подробностях переноситься на топографический план.

Рабочими инструментами геодезистов в те годы были: теодолит – для угловых измерений, нивелир – для высотных измерений, а для линейных – рулетка. И в первом зале музея истории «ДНЕПРАЗОТа» хранится еще один уникальный экспонат – теодолит, подаренный В.В.Шейнертом, как раз с его помощью он и производил съёмки на промплощадке будущего ДАТЗ.

Помимо В.Г.Харакоза и В.В.Шейнерта стали известны также имена геодезистов С.А.Гаевского, В.А.Терешко, К.И.Жукова, которые участвовали в планировке главного корпуса синтеза аммиака. Всеми этими людьми были забиты те самые первые колышки, от которых ведется отсчет строительства нашего предприятия.

И, кроме того, музейные работники установили, что на этой исторической фотографии запечатлен один из первых грузовиков завода (на промплощадке был свой гараж на 26 автомобилей) и его водитель – Александра Богун. Женщина-шофер для 1936 года – это все-таки редкость!